Главная » 2012 » Март » 11 » Каков правовой статус Севастополя?
18:58
Каков правовой статус Севастополя?

6 марта Городской совет города Севастополя поддержал решение Верховного Совета Автономной республики Крым о проведении общекрымского референдума 16 марта, на который вынесены альтернативные вопросы:

«1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?»

«2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?»

Севастополь, безусловно, поддержал Крым в его стремлении к самоопределению. Но каков юридический статус самого Севастополя? Чтобы ответить на этот вопрос, имеет смысл обратиться к истории правового статуса города-героя.

Севастополь был основан в 1783 году и с момента своего основания принадлежал Российской империи. На протяжении истории существования России Севастополь являлся составной частью России, а затем РСФСР. При этом Севастополь как военно-морская база СССР имел специальный статус, поскольку вопросы обороны относились к компетенции Союза.

29 октября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ №761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр», в соответствии с которым Севастополь стал городом республиканского подчинения РСФСР. Статус города как военно-морской базы позволял осуществлять двухуровневое финансирование его жизнедеятельности - как из бюджета РСФСР, так и из бюджета СССР. Можно также сделать вывод о том, что таким образом существовало две территориальных единицы: Крым и Севастополь.

Соответственно, на момент принятия Закона Верховного Совета СССР 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской СССР с юридической точки зрения Севастополь не являлся частью Крыма и сохранял свой статус в качестве территориальной единицы РСФСР.

Некоторые политики говорят о том, что в 1968 году РСФСР отказалась от Севастополя - и таким образом была осуществлена смена его статуса и передача УССР. Что же произошло на самом деле?

25 апреля 1968 года Совет Министров РСФСР принимает Постановление «О признании утратившим силу Постановления о финансировании города Севастополя». Специфика данного Постановления Совета Министров РСФСР заключается в том, что, во-первых, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР обладал большей юридической силой по сравнению с Постановлением Совета Министров РСФСР, а во-вторых, Постановление затрагивало лишь частный вопрос финансирования города, а не особенности его статуса. Таким образом, речь идет только об изменении финансирования Севастополя, а не об изменении статуса города. Статус определялся Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года, который не был отменен и продолжает действовать до настоящего времени.

Одним из аргументов противников «российского статуса» Севастополя являлось заявление о том, что УССР в своей Конституции закрепила статус Севастополя в качестве города республиканского (украинского) подчинения в составе Украинской ССР. Необходимо отметить, что с правовой точки зрения это положение не имеет юридической силы, поскольку было принято Украинской ССР без решения органов власти РСФСР, к сфере компетенции которых относились вопросы статуса Севастополя. В соответствии с положениями статьи 16 Конституции РСФСР 1937 года, которая действовала на тот момент, «территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР». Такие решения не могут приниматься в одностороннем порядке.

Итак, с юридической точки зрения статус Севастополя и сегодня регулируется положениями Указа Президиума Верховного Совета РСФСР 1948 года, а Российская Федерация, которая является правопреемником СССР и правопродолжателем РСФСР, имеет полное право осуществлять суверенитет в отношении Севастополя.

В 1990 году Россия и Украина, еще являясь частями одного единого государства - СССР, заключили между собой соглашение, на основании которого они отказывались от взаимных территориальных притязаний, что, безусловно, только подтверждает особый статус Севастополя как части РСФСР, поскольку передача Крыма Украине в 1954 году не включала передачу и Севастополя. Справедливо отметить, что и сама передача Крыма Украине не была юридически безупречной, а решение, которое в соответствии с Конституцией должен был принимать Верховный Совет РСФСР, принял Президиум Верховного Совета РСФСР, у которого отсутствовали такие полномочия.

Верховный Совет Российской Федерации 9 июля 1993 года принял Постановление №5359-I «О статусе города Севастополя», в котором еще раз подтвердил российский федеральный статус Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года и поручил Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки разработать государственную программу обеспечения статуса города Севастополя, а Комитету Верховного Совета Российской Федерации по конституционному законодательству подготовить проект закона РФ о закреплении в Конституции федерального статуса города Севастополя. Однако в связи с последовавшими событиями в России положения данного постановления так и не были реализованы на практике в полной мере.

Севастополь всегда оставался городом с особым статусом. Городом, который являлся частью Российской империи, частью РСФСР как республики Союза Советских Социалистических Республик и, наконец, городом, в отношении которого Россия имеет право на осуществление своих суверенных прав.

Данная позиция и была реализована в решении Городского совета города Севастополя от 6 марта, в котором он, в частности, и заявил о вхождении Севастополя в качестве субъекта в состав Российской Федерации.

Источник: mgimo.ru
Просмотров: 678 | Добавил: quidimedu | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0